Воспитание

Как подружить старшего и младшего ребенка

kakpodrugitstarshegoimlad     Не перегружаем старшего обязанностями, но и не отстраняем его от процесса. Если ребенок намного взрослее, может появиться искушение поручать ему слишком многое – и в доме прибраться, и с малышом посидеть, и белье погладить, и в магазин сходить. А если старший и сам еще крошка, то его неловкие попытки помочь могут вызывать желание отослать его играть, чтоб не путался под ногами.

     Итак, очерчиваем ребенку круг обязанностей, чтоб и ему не в тягость, и маме с папой в помощь.

Следим за собой: не раздражаемся, не повышаем голос, не одергиваем по любому поводу. Да, это порой трудно. Толком не спишь, куча дел – не присесть, поесть и то некогда, после родов себя чувствуешь не ахти, малыш капризничает и не слазит с рук, а тут еще «мам, найди мои кроссовки», «мам, сделай мне бутерброд», «а я не хочу грибной суп, свари мне картошку с мясом»…
     И все же находим время обнять, приласкать и объяснить, что это не он вечно мешает, а просто у вас времени и сил не хватает. Мы, например, устроили ритуал: каждый вечер перед сном сидели в темноте и разговаривали обо всем на свете. И дочка знала, что в эти минуты мама – только его.

     Не злимся, когда старший ребенок делает что-то не так. Например, уронил только что вымытую соску. Или болтает громко, когда малыш спит. Или наступил на любимую погремушку крошки и та сломалась. Все это не смертельно, а если постоянно ругать ребенка, он возненавидит весь свет и в первую очередь того, из-за кого ему все время попадает.
     Стимулируйте ребёнка, подчёркивая его важность, старайтесь чаще благодарить его даже за малые попытки помочь, цените инициативу, проявляемую ребёнком, обращайтесь к нему за советом.
Внушаем старшему, что малыш – совершенно беспомощное существо, которое нуждается в постоянной заботе. То, что все внимание теперь на него, не значит, что младшего любят больше. Просто приходится за него все делать – и на это нужно время.
Учим играть. Обучая ребенка играть и играя вместе с ним, взрослый показывает пример действительно позитивных взаимоотношений. Игра помогает детям дружить, учит подчинять свое поведение правилам, уступать друг другу. НО – если старший ребенок не хочет играть с младшим – ни в коем случае не заставляйте, пусть занимается своей игрой, ведь он тоже еще ребенок.
     Ругайте его за плохое поведение, которое происходит в данную минуту, а лучше пресекайте (например, проявление агрессии по отношению к ребенку). Ругая плохое поведение, не затрагивайте личность. Не говорите: «Ты плохой, злой, жадный, драчун ит.д.» Говорите: «Ты плохо себя сейчас ведешь!», или «драться нельзя!», но дайте при этом ему почувствовать, что в целом он хороший, и что в любом случае Вы его любите. И чаще говорите ему, что хоть младшему Вы и уделяете больше внимания, но старшего любите не меньше.
     Периодически, как бы между прочим, вскользь, но регулярно говорим, что младший ребенок уже сейчас очень любит старшего брата (сестру). И чем дальше, тем больше он его будет любить и нуждаться в нем. Обращаем внимание на мелочи: «Смотри, как деточка к тебе прислушивается – уже узнает твой голос!», «Видишь, тебе она по-особому улыбается, радуется тебе» и все такое в том же духе.
Постоянно повторяйте как заклинание: вы братья (сестры), вы должны друг за друга стоять горой, играться вместе, любить друг друга, быть опорой и поддержкой (слова подберите сами).
     САМОЕ ГЛАВНОЕ. Быстрых результатов не ждем, но миротворческую политику не прекращаем. Ведь если мы все сделаем правильно, наши дети всю жизнь будут искренне привязаны друг к другу. А разве это не радость для родителей?