Воспитание

Особенности воспитания детей с неадекватной самооценкой

samoocenka    Как известно, у неадекватной самооценки ест два полюса — завышенная и заниженная. В ходе коррекции следует придерживаться правильного подхода к воспитательным мероприятиям.

     Заниженная самооценка ребенка
     Именно родители формируют самооценку ребенка. Какой она будет — зависит только от них. Каждый день общаясь с взрослыми, ребенок получает отклик на свои поступки, поведение, выполнение действий, творческие и интеллектуальные возможности. Если в обратной связи преобладает позитив (родители радуются достижениям и подбадривают при недостатках), самооценка формируется адекватной. Изобилие негативных замечаний приводит к неуверенности в своих силах, самокопанию, зацикленности на проблемах.
     Похвала, одобрение, восхищение, лестный отзыв — все это своеобразный двигатель человека, правильно воспользовавшись которым можно добиться больших результатов, а если уже сформировалась заниженная самооценка, откорректировать ее.
     В отсутствие жизненного опыта маленьким детям крайне необходимо родительское одобрение. Хвалить ребенка нужно как можно чаще, чтобы он понимал, что представляет ценность для родителей сам по себе, а не только из-за своих успехов. Если самооценка у малыша занижена, перехвалить его невозможно.
     Чтобы научить малыша преодолевать трудности, родителям важно уметь правильно пользоваться критикой. Конструктивная критика заключается в том, чтобы после позитивной оценки того или иного действия отметить, что помогло бы улучшить показатели. Даже расстроившись из-за детского проступка, высказывая свое неодобрение, надо постараться найти что-то, за что его можно похвалить. Позитивную и негативную оценку нужно объяснить, аргументировать, чтобы ребенок смог извлечь из ситуации урок.
     Так уж заведено, что мы, взрослые, возлагаем на наших детей надежды: быть самым умным, в совершенстве владеть иностранным языком, окончить четверть на отлично. При этом зачастую мы не обращаем внимания на заинтересованность в этом самого ребенка. Если он не достигает поставленных родителями целей, это приводит к его ущербности, тревожности, эмоциональным срывам, нежеланию что-либо делать. Важно не возлагать надежды, чтобы избежать дальнейших разочарований, а внимательно подмечать способности, склонности, то, к чему у малыша душа лежит, чтобы ребенок научился ценить себя как личность.
     Следует помочь ребенку укрепить веру в себя, в процессе общения чаще используя позитивные слоганы: «У тебя все получится», «Я знаю, ты всегда добиваешься хороших результатов», «Сегодня ты быстрее выполнил задание, чем вчера. Я верила в твои силы».
     Надо как можно реже сравнивать ребенка с другими детьми, с братьями и сестрами. Как правило, родители сравнивают худшие результаты своего ребенка с лучшими других детей. Подобная тактика приводит к снижению самооценки. Если самооценка у ребенка занижена, полезно сравнивать наоборот — положительные результаты своего ребенка с худшими других детей. Но в любом случае делать это крайне редко, а желательно вообще избегать. Частое использование сравнения подстегивает ребенка стремиться к конечному результату, а не к качественному освоению знаний или дела.
     Иногда можно сравнивать сегодняшние результаты ребенка с более ранними. Например: «Сегодня ты написал упражнение красивее, чем на прошлой неделе, обрати внимание».
     Довольно часто дети перенимают заниженную самооценку у родителей. Если взрослые недовольны своими жизненными результатами, финансовым достатком, не замечают собственных успехов, научить этому ребенка невозможно. Следует начать с себя — повышать свою самооценку.
     Надо стараться быть последовательными в поступках, оценках, требованиях. Это правило особенно важно, когда родители обещали наказать и должны сдержать слово. Несмотря на жалость, детские слезы и мольбы о прощении, следует выполнить обещанное. Из подобной ситуации урок извлекут оба: и ребенок, не выполнивший задание, и родитель, который озвучил условия наказания. В результате дети учатся быстрее реагировать на родительские замечания, а родители — не бросать слов на ветер.
     Разбирая неприятную ситуацию, плохой поступок, нельзя переходить на личность малыша. Первым делом надо выяснить причину, по которой ребенок так поступил. Как и взрослый человек, он имеет право на ошибку или неправомерный поступок, но это не означает что он глупый или бестолковый. Нужно разобрать ситуацию и найти правильные выходы из нее. Практический опыт показывает, что в большинстве случаев конфликты с детьми возникают из-за на неправильной тактики воспитания родителей: не вникли в причину, придерживаются слишком строгого стиля воспитания или попустительского отношения к неправильным поступкам ребенка, не выстроили систему требований и поощрений, умалчивают о своей любви к ребенку и т. д. Совет родителям — попробовать разобраться в мотивах плохих поступков ребенка и поискать причину в ошибках воспитания, а не переходить на личности, как практикуется в нашем обществе.
     Нужно попытаться найти занятие, которое ребенку интересно и удается. Подчеркивая успехи в любимом деле, родители будут постепенно повышать его самооценку.
     Необходимо стремиться, чтобы ребенок постоянно с кем-то дружил. Желательно, чтобы это был постоянный друг, который будет часто бывать у ребенка в гостях. Многие родители не любят, когда в дом приходят друзья детей, приводя в качестве аргументов шум, пустой холодильник и беспорядок. Тем не менее дружба необходима ребенку, поэтом придется потерпеть.
     Так постепенно, день за днем, с помощью этих простых советов удастся сформировать успешность неуверенного в себе ребенка.

      Завышенная самооценка
     Хвалить таких детей нужно только по делу. Многие родители почитают за благо рассыпаться в похвалах ребенка за любую мелочь. Сам поел в 6 лет, большая умница, бросил мяч в 4 года — олимпийское достижение, самостоятельно в семь лет оделся — случилось чудо. Следует отмечать то, что раньше у ребенка не получалось, а сегодня удалось, например, он достиг результата, научился новому, своевременно или быстрее обычного закончил дело. Чрезмерная похвала делает детей центром вселенной.
     Следует больше гулять с ребенком на детской площадке. Столкновение с социумом поможет пересмотреть отношение к себе и окружающим, научиться ценить других и считаться с их мнением, а также занять свое место под солнцем. Иногда столкновение с миром заканчивается не только слезами, но и драками и синяками. Для многих родителей это очень тяжело. Но пусть лучше ребенок пройдет через это сейчас, чем во взрослой жизни, когда удар по самолюбию может перерасти в психологическую травму.
     У ребенка обязательно должен быть друг. Поначалу родителям придется всячески приобщать ребенка к дружбе, объяснять, как дружить правильно и как вести себя не следует. Через пару месяцев — полгода уже можно предоставить малышу возможность действовать самому.
     Как можно раньше, с полугода, по возможности надо оставлять маленького ребенка на пару часов на попечение близких родственников.
     Отказывать ребенку следует обоснованно и доказательно, чтобы не спровоцировать детское упрямство. Если игнорировать требования ребенка, это может привести к застенчивости в более старшем возрасте. Совет родителям, избаловавшим ребенка гиперопекой и повышенным вниманием, — научиться говорить ребенку нет и нельзя.
     Необходимо помочь ребенку в формировании адекватной самооценки, чтобы в дальнейшем ему было легче добиваться поставленных целей, понимать окружающих людей, коллег, близких, легко заводить знакомства и поддерживать дружбу долгие годы, гордится своим вкладом в общественную жизнь, обладать собственным мнением и не боятся его высказывать.
     Самооценка ребенка зависит от родителей. Только им под силу сделать так, чтобы ребенок был уверен в себе, весел, открыт миру и эмоционально устойчив. Люди с адекватной самооценкой стремятся к успеху и могут признать свои ошибки, не умаляя своих достоинств. Адекватная самооценка — путь к достойной жизни!